Подготовка команды «КАМАЗ-мастер» к 43-му ралли-марафону «Дакар-2021» вышла на финишную прямую. Вместе со спортсменами боевую технику приводят в порядок и специалисты ESAB. В их компетенции – резка и сварка металла с помощью новейших технологий. Работа оборудования компании была представлена в производственном цехе, где гоночные КАМАЗы разбирают до винтика и заново собирают под ключ.

Без сварки – никуда!

Ни для кого не секрет, что почти все элементы конструкции гоночных КАМАЗов, включая текущую модель с индексом 43509 (4х4), производят индивидуально. Эксклюзивными являются детали кузова, рама, каркас безопасности, элементы усиления. Применение лазерной резки листового металла, в отличие от фрезеровки и литья, сокращает время технологических операций до 90%.

Взаимодействие со специалистами открыло перед командой новые горизонты. Появилась реальная возможность проверять различные инженерные решения и сообща решать сложные задачи. Раньше к нужному результату долго шли методом проб и ошибок. Без них не обходится и сейчас, только время получения конечного результата сократилось в разы. Например, нужную деталь можно изготовить и установить в течение суток, а когда-то на это могла уйти и неделя.

В большей степени незаменимость многофункциональных сварочных аппаратов заметна в спортивных соревнованиях, где техника испытывает максимальные нагрузки. Не обходится без трещин, а порой и без разрыва металла. Вот здесь и выступает на первый план умение специалистов быстро устранить проблему в полевых условиях, благо их квалификация, оборудование и качество расходных материалов это позволяют.

Вячеслав Мизюкаев, начальник отдела обеспечения производства некоммерческого партнерства «КАМАЗ Автоспорт»:

С компанией ESAB сначала нас связывали обычные, а не партнерские отношения. Это один из мировых лидеров. Несколько лет назад мы приобрели их сварочный аппарат, который установили в кузове сервисного автомобиля для выездного ремонта. Он много лет ездил с командой «КАМАЗ-мастер» на африканские и южноамериканские «Дакары» и другие гонки, и зарекомендовал себя сохранением работоспособности в любых климатических условиях. В Южную Америку паромы шли по три недели, и никаких операций по восстановлению работоспособности не понадобилось. Пользовались им нечасто, но как только он требовался, аппарат обеспечивал качественную сварку металла.

Позвоночник автомобиля

На одной из выставок руководство гоночной команды обратилось на стенд ESAB за консультацией. В это время в Челнах строили новую «техничку» и начали подыскивать более современное оборудование. Обменялись контактами, и через некоторое время на базу «КАМАЗ-мастер» приехало руководство компании в России. Их очень заинтересовало техническое сотрудничество и то, что КАМАЗ применяет в автоспорте. По сути, это полигон для аппаратов, материалов и технологий.

С тех пор команда и бизнесмены перешли к тесному деловому партнерству, и сейчас «КАМАЗ-мастер», образно выражаясь, на полном техническом обеспечении. Несколько лет назад в Красногорске был открыт Технологический центр ESAB, где можно обкатать любые новшества и решения, а потом применить их на гоночной технике. Много раз спортсменам приходилось вызывать в Набережные Челны главного технолога по сварке – было много сложных операций, которые ни по телефону, ни через интернет не обсудишь. И специалисты компании охотно откликались, понимая важность оперативного решения проблемы.

Основной платформой для применения лучших решений, по мнению Вячеслава Мизюкаева, была и остается стальная рама – позвоночник автомобиля. Много лет назад наши спортсмены пришли к решению использовать полностью сварную раму с приваренными кронштейнами амортизаторов и рессор. Хотя были варианты применения беззазорных болтовых соединений, в итоге все-таки остановились на варианте сварки.

Сейчас сотрудничеству «КАМАЗ-мастер» и ESAB семь лет, и обе стороны им в полной мере удовлетворены.

 

Технологии XXI века

Времена экономии на спичках прошли: лучшей за всю историю ралли-марафона «Дакар» спортивной команде в ремонте не нужны бюджетные решения с негарантированным результатом. Ставка делается только на лучшее, передовое, наиболее надежное.

В самом начале сотрудничества на производство в Набережные Челны прибыл главный технолог компании. Он изучал каждый шов и технологию его нанесения, получал информацию о длительности и величине нагрузок, характере и частоте поломок. Практически сразу были внесены изменения по материалам. Взамен существующих и применявшихся автогонщиками материалов специалисты подобрали альтернативные, с другими характеристиками.

Команда сразу шагнула вперед и перешла на новое сварочное оборудование. В производственном цехе «КАМАЗ-мастера» появился легкий инверторный источник сварочного тока Aristo Mig4004i Pulse. Ко двору пришелся и блок подачи специальной проволоки Aristo Feed 3004w U8. Он подкупил своей компактностью: площадь опорной поверхности почти на 70% меньше этого показателя у большинства аналогов, представленных на российском рынке.

Кроме того, в арсенале челнинских ремонтников есть и другие современные аппараты. Например, для мелкого производства были выбраны аппараты плазменной резки и резки в газо-кислородной среде. Один из них – автоматическая машина плазменной и кислородной резки SGX. Она достаточно компактная и эффективная, позволяющая резать сталь толщиной от 1 мм до 80 мм. В списке ее достоинств – механизм подъема резака, линейная система перемещения и высокоскоростной привод переменного тока. По сути, она является одной из главных единиц оборудования для резки, задействованного при подготовке грузовиков к запредельным нагрузкам. На SGX в «КАМАЗ-мастере» вырезают заготовки для станков с ЧПУ, и полученный металл не приходится подвергать дополнительной обработке. Вырезанные готовые детали кронштейнов сразу отправляются на сварку по месту установки.

Начальник отдела обеспечения производства некоммерческого партнерства «КАМАЗ Автоспорт» Вячеслав Мизюкаев отмечает: имеющийся в их распоряжении многофункциональный комплекс буквально творит чудеса. Он поддерживает MMA, MIG/MAG, TIG, а также импульсную MIG-сварку. Это позволяет сваривать детали из нержавеющей, малоуглеродистой стали и даже из алюминия. Швы получаются аккуратные, ровные по всей длине и обеспечивают надежную сварку.

Практически постоянно в деле инверторный источник сварочного тока Aristo Mig 4004i Pulse. Его задействуют при сборке и усилении рамы и монтаже узлов и деталей из высокопрочных сталей. И без него никуда не деться при работе с алюминием, который широко применяется ради снижения массы гоночного грузовика. Аппарат применяют при сварке алюминиевых патрубков системы питания, топливного бака и магистралей системы охлаждения двигателя. Работа для него находится и при сварке других элементов конструкции из крылатого металла. Высокое качество оборудования и расходников вкупе с технологиями XXI века и обеспечивают нужный результат.

В режиме гонки

С производственной базой в Набережных Челнах все понятно: стационарно можно использовать любое оборудование. А как быть с обслуживанием и ремонтом гоночных КАМАЗов во время ралли-марафона, за тысячи верст от своей базы? Здесь на помощь слесарям приходят сверхпортативные сварочные аппараты HandyArc весом в «смешные» 3,3 кг. Их не то, что в грузовике – в инструментальном ящике мотоцикла хранить можно! При этом на компромисс идти не придется: аппарат позволяет вести сварку не только углеродистой стали и алюминия, но и сплавов из никеля. И деликатность сварочных швов в нужных местах гарантирована. Например, при работе с аппаратом HandyArc 160i применяются электроды диаметром до 3,25 мм, а при использовании HandyArc140iи того меньше – до 2,5 мм.

Ралли-марафоны называют гонками на выносливость, и это действительно так. Люди выдерживают экстремальные нагрузки, а техника – нет. Только вдумайтесь: каждому экипажу в рамках «Дакара» предстоит проехать на огромных скоростях по пересеченной местности 12 этапов, по нескольку сотен километров и по нескольку часов каждый! Надо ли удивляться, что на скоростях до 140 км/ч грузовики массой не менее 8,5 тонн то и дело получают «увечья».

И здесь на выручку в условиях ремонта в пустыне приходит ручная дуговая сварка, а если условия позволяют – то и полуавтоматическая тоже. Машина технического сопровождения возит с собой однофазный CaddyTig 2200i AC/DC TA34. Его точное и полное название знают не все члены команды, но это и неважно. Главное в другом: все уверены в том, что это оборудование никогда не подведет. Безотказным челнинцы считают и аппарат для полуавтоматической сварки CaddyMig C200. Причем эти аппараты класса IP23 считаются «всепогодными». Например, жару пустыни позволяет выдерживать хорошо продуманная система охлаждения. Их можно назвать и ударопрочными: корпус из твердого полимера не боится механического воздействия ни при транспортировке, ни во время применения на месте ремонта. С таким арсеналом никакие поломки в полевых условиях не страшны!

Сегодня оборудование ESAB используют для создания новейшего гоночного КАМАЗА с кабиной поколения К5. Применяют его и в проекте по созданию очередной версии марафонского грузовика капотной компоновки. Доводку боевых машин выполнили на этапе Чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана» в Астраханской области и во время горных тестов в Кабардино-Балкарии. Все это было всего несколько недель назад. Но самое главное: в том числе и благодаря партнерству с одним из лидеров в области производства оборудования и расходных материалов для сварки и резки техника Синей дружины к «Дакару-2021» готова! Уже 1 и 2 декабря 2020 года прошли технические проверки на автодроме в Ле-Кастелле, в 34 км восточнее Марселя, и позже началась погрузка транспорта на паром. А 3 января 2021 года стартует 43-й по счету «Дакар». Болеем за наших и ждем их возвращения с победой!

Александр ТРОХАЧЁВ, фото автора и ESAB

Яндекс Дзен “Мир Моторов”

Back