В преддверии «Шелкового пути — 2019» спортивная команда «КАМАЗ-мастер» организовала пресс-тур на свою спортивную базу в Набережных Челнах. Было особенно интересно не только получить незабываемые впечатления от боевого режима прохождения тренировочной трассы, но и понять, как создают эти уникальные грузовики.

Тренировочная песчаная трасса на берегу Камы состоит из двух участков: прямого скоростного и второго — с колейностью, различными ухабами и кочками. После разворота машина возвращается, но уже не по скоростной трассе, а сквозь лес — все устроено так, чтобы имитировать почти все, что может случиться в реальной гонке.

Эта трасса является полигоном для гоночной команды «КАМАЗ-мастер».
Городские власти пошли навстречу именитым землякам, выделив территорию недалеко от города, что, безусловно, правильно, поскольку шум, создаваемый форсированными моторами, по-настоящему страшен.

Тут спортивные машины могут показать свою максимальную скорость на прямом участке, испытать двигатели, настройки подвески и автомобиля в целом. Также проводятся динамические и сравнительные испытания узлов и агрегатов. Протяженность трассы — около 15 км. В тестовых заездах участвовали два грузовика последнего поколения, которые построены под «Дакар» и в которых учтены новые требования соревнований.

На КАМАЗы установлены 13-литровые двигатели мощностью 1100 л. с., которые разгоняют болид массой в 9 т. На обоих автомобилях агрегированы автоматические коробки передач. Единственное различие между машинами — это настройка подвески: ее каждый пилот настраивает под себя. И вот я уже пристегнут многоточечными ремнями безопасности на месте штурмана. Через секунду гоночный болид под управлением Андрея Каргинова буквально взрывным способом срывается с места. Представьте себе, что вы в ракете, стартующей с безумным ускорением, при котором собственный вес космонавта увеличивается в несколько раз, — нагрузки, близкие к этим, постоянно испытывают гонщики, когда в боевом режиме несутся к финишу. Причем надо понимать, что это не только линейные нагрузки, которые можно предугадать, но и нелинейные — например, в какую-то секунду вы прыгаете через дюны с естественного трамплина, а еще через секунду попадаете в извилистую колею при таком движении, когда на вас начинает действовать вектор силы совершенно в другом направлении.

Для меня это было серьезным испытанием, по окончании которого я ясно понял, что без идеально слаженного сопряжения между машиной и гонщиком не только выиграть, но и выжить без травм не так просто. Поэтому основное, что помогает команде (помимо высококлассных пилотов и штурманов) побеждать, — качественное обслуживание этих, не побоюсь сказать, спортивных ракет. И я направился к машине технической поддержки, чтобы выяснить, как и с помощью чего команда и ее технический персонал добиваются таких феноменальных результатов.

«Техничка» — это своеобразная машина-трансформер на базе четырехосного КАМАЗа, чем-то напоминающая персонажей известного фильма «Трансформеры». Это реальное воплощение автоботов, жаль только, что пока среди персонажей нет КАМАЗа. Она раскладывается с боков и превращается в полноценную ремзону. В машине находятся передвижной ящик со слесарными инструментами фирмы Stahlwille, газовое оборудование ESAB, а также ящики с запчастями.
К примеру, на ралли «Шелковый путь» выезжают четыре спортивных автомобиля. Экипаж каждого состоит из пилота, штурмана и механика.

Помимо этого, к каждому автомобилю прикреплены два «ночных механика». Они встречают машины на биваке и проводят регламентное обслуживание или ремонт. Естественно, машина технической поддержки всегда находится в зоне, где ремонтируются спортивные болиды. В составе команды «технички» всегда находятся водитель, завхоз и два механика, а всего в гонке сопровождают команду две такие машины-«тех нички». Помимо сервиса на колесах команду сопровождает машина-отель, где члены команды могут отдохнуть перед очередным этапом гонки. После полигона мы поехали на базу спортивной команды «КАМАЗ-мастер».

Как известно, надежность грузовика начинается с рамы. Рассказывает начальник бюро обеспечения производства Вячеслав Мизюкаев. — При сварке рамы, с целью ее упрочнения, перешли на высокопрочную сталь. Совместно с инженерами и демосварщиками ЭСАБ мы провели опытные работы по выбору режимов сварки. Провели изменения в нашей технологии. Специалисты ЭСАБ подобрали специальную сварочную проволоку, газовые смеси, чтобы варить именно термоупрочненный материал. Окончательная проверка будет на гоночной трассе, сделаем все, что от нас зависит, чтобы она прошла успешно.
До начала плотной работы мы уже частично пользовались оборудованием ЭСАБ, а сейчас пришли к такому виду сотрудничества, как техническое партнерство. Мы вместе решаем сложные задачи по созданию уникальных спортивных автомобилей, и наша совместная инженерная мысль перерождается в достижения наших спортсменов.

Оборудование мы выбрали быстро — и сварочные источники дляиспользования в цехе, и портативные сварочные аппараты для работ на выездах. Очень порадовала их многофункциональность. Затем два-три месяца мы провели практически в режиме ежедневных консультаций с ЭСАБ по режимам сварки, технологиям и подбору материалов.
Именно такое серьезное отношение к сервису и к оборудованию, которое задействовано и на базе, и вовремя соревнований, позволяет из года в год достигать самых высоких результатов в международных соревнованиях. А мы, пользуясь возможностью, уже можем поздравить команду «КАМАЗ-мастер» с победой в ралли «Шелковый путь» и пожелать дальнейших побед ребятам, которыми гордится вся страна.

Компания «ЭСАБ» является техническим партнером команды «КАМАЗ-мастер» с 2015 г. Сотрудничество началось с предоставления команде фирменного оборудования ЭСАБ для сварки и резки металлов, сварочных материалов и средств защиты для проведения работ по сварке и резке при подготовке «КАМАЗ-мастер» к выступлениям и текущем ремонте. В настоящее время сотрудничество двух лидеров переросло в полноценное партнерство. Компания «ЭСАБ» проводит обучение технических специалистов и пилотов команды. Оборудованием ЭСАБ оснащены производственно-технологический участок, а также автомобили технического сопровождения ралли — «технички».

“Автотранспорт” №9, 2019

Back