Сварка – один из самых трудоемких технологических процессов в судостроении. От оборудования, используемого сварщиками, во многом зависит снижение себестоимости шва, повышение скорости сварки, уменьшение термической деформации материалов. Корабел.ру решил выяснить, какие инновации предлагают верфям ведущие производители сварочных аппаратов.

Андрей Шимарев,  руководитель направления «Судостроение и оффшорное строительство», ООО «ЭСАБ»:

Судостроение всегда было передовой отраслью. Цифровизация сварочных процессов – одна из ключевых тенденций на рынке сварочного оборудования, и сегодня она находит своё применение и здесь. Пока в России процессы цифровизации и роботизации сварки развиваются не так стремительно, как в других странах, но вместе с тем у нас есть потенциал. Уже активно внедряют системы анализа сварочных данных – они позволяют отслеживать основные параметры каждого выполненного сварного шва, а потом системно их обрабатывать. Также есть системы дистанционно мониторинга и диагностики оборудования, которые дают возможность определить причину поломки и зачастую устранить её.

Андрей Фивейский,  к.т.н., руководитель НИО, ООО «Шторм»: Стоит обратить внимание на высокопроизводительные способы сварки в защитных газах SpeedPulse, SpeedArc, SpeedUp.

Михаил Павленко, руководитель технического отдела компании «Кемппи Россия»: Снижение себестоимости достигается путем сокращения необоснованного простоя. Система управления сварочным производством Kemppi WeldEye позволяет организовать работу без необоснованного простоя.

Какие типы сварочного оборудования для судостроения и судоремонта вы поставляете?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: В судостроении обычно применяют технику наименее требовательную к условиям работы, ведь климатические условия бывают разными. Сегодня большинство потребителей ориентировано на увеличение производительности, а значит рассматривается оборудование для полуавтоматической сварки. Любое судно так же зачастую имеет сложную сеть трубопроводов, свариваемых аргонодуговой сваркой, что обуславливает применение такого вида техники при выполнении работ.

Из последних новинок можно выделить аппарат MasterTig. Он открывает все доступные на сегодня функции и режимы для работы с требовательными сплавами при аргонодуговой сварке. Самым ярким обновлением в серии стало наличие двойного импульса. С его помощью сварщики могут еще больше раскрыть потенциал данного способа сварки и повысить свою эффективность.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: Мы были первой из западных компаний, кто ещё в 70-х годах начал поставлять на верфи СССР портальные машины термической резки. А сегодня в продуктовую линейку входит полный спектр сварочных материалов – для изготовления стальных и алюминиевых корпусов, сварки грузовых трюмов химовозов, судовых трубопроводов, а также сварочное оборудование и портальное оборудование термической резки. Кстати, компания ESAB начинала свою деятельность в 1904 году как небольшое предприятие по ремонту судовых котлов.

Андрей Фивейский, «Шторм»: Для простейшей автоматизации сварочных работ разработан и впускается механизм перемещения горелки сварочного полуавтомата – каретка КС-5, позволяющий с минимальными затратами автоматизировать сварку протяженных угловых швов судовых элементов. Мощная магнитная система каретки обеспечивает точное позиционирование и перемещение, в том числе по наклонным и вертикальным свариваемым поверхностям, при этом колеса каретки выдерживают нагрев до 250 °С. Эффективность применения такого устройства начинается уже при сварке швов длинной более полуметра.

Один из ключевых вопросов, волнующих главных сварщиков – сервисное обслуживание и ремонт. Каков норматив прибытия ваших специалистов к заказчику? Какой срок отводится на проведение ремонтных работ и поставку запасных частей? Предоставляете ли вы на время ремонта подменное оборудование?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: У нас широкая сеть дистрибьюторов. Приоритетом работы «Кемппи» является удобство клиента. Зачастую наши специалисты могут оказать дистанционную помощь заказчику, однако при необходимости возможен оперативный выезд в течении нескольких суток.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: Средний срок службы стандартного сварочного оборудования составляет семь лет, а автоматического для резки и сварки — минимум в два раза больше. Регулярное техническое обслуживание и соблюдение всех правил эксплуатации существенно продлевают срок его службы. Аппараты ESAB функционируют годами, и в течение всего срока их службы мы предоставляем сервисное обслуживание – выезжаем на производства, либо смотрим в нашем Техническом центре в Красногорске. Прежде чем производить ремонт, мы просчитываем его экономическую целесообразность, анализируем все факторы: стоимость новой детали, ремонта, срок службы новой и отремонтированной детали и т.д., в результате индивидуально решаем, как лучше поступить.

Запросы поступают из разных отраслей промышленности, но чаще всего из тех, где рабочий процесс сопряжен с интенсивным износом оборудования – это горнодобывающая промышленность, строительство, сельское хозяйство и металлургия.

Андрей Фивейский, «Шторм»: Доступны практически все виды сервисного обслуживания и ремонта: онлайн-консультирование, самодиагностика специалистами эксплуатирующего оборудование предприятия, самостоятельный сброс ошибок и возврат к заводским настройкам, выезд регионального сервисного специалиста для диагностики и ремонта на предприятие, отправка оборудования в сервисный центр транспортной компанией для диагностики и ремонта. Запасные части, как правило, всегда в наличии на складах наших филиалов в Нижнем Новгороде, Перми, Новосибирске, представительстве в Москве, либо на основном складе – производстве в Верхней Пышме и у региональных представителей.

Предлагаете ли вы полностью автоматизированные решения, роботизированные линии и комплексы для сварки?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Компания «Кемппи» уже много лет выпускает источники питания и оборудование для роботизированных комплексов, однако самостоятельно не выпускает комплексы в сборе. Мы сотрудничаем с ключевыми компаниями-интеграторами, что позволяет наилучшим образом совместить наш опыт производителя с многолетним опытом интеграции и развертывания роботизированных комплексов.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: В обозримом будущем сварка станет практически полностью роботизированной, а резка – автоматизированной. От подачи листов до выгрузки и сортировки заготовок, с контролем брака и полным объединением систем. Понимая это, ESAB развивает программное обеспечение так, чтобы технологии в области сварки и резки шли в ногу со временем, а иногда и опережали его.

Какой новый функционал получило ваше оборудование в последнее десятилетии? Насколько эти опции востребованы в судостроении?

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: Одно из направлений, в котором сейчас двигаются все сварочные компании – цифровизация. За прошедшие годы мы наладили производство оборудования, в которое интегрировано числовое программное управление, и активно развиваем программы по сбору и обработке данных. Эти нововведения находят своё место и в судостроении. Например, сварочный источник с числовым программным обеспечением даёт возможность заранее автоматически сгенерировать сварочную программу и цикл в зависимости от входных параметров – материала, диаметра изделия, пространственного положения и толщины стенки, а затем записать её, чтобы использовать в дальнейшем. А решения по сбору и обработке данных позволяют регистрировать, измерять и контролировать операции резки и сварки, благодаря поступающим в режиме реального времени данным.

К таким программам относится наша программа WeldCloud, связывающая в единую сеть все используемые сварочные источники, все данные с них попадают к главному специалисту в режиме онлайн. Централизация данных позволяет повышать производительность сварочного производства на предприятии и улучшать его качество.

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Цифровизация. Новые пользовательские интерфейсы, возможность управляемо изменять каплеперенос.

Что для вас означает термин «цифровизация»?

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: Цифровые решения обеспечивают пользователю доступ к полной производственной статистике, возможность эффективнее руководить процессом, оценивать распределение нагрузки между сотрудниками, видеть, сколько отработал каждый сварочный источник на производстве, оценивать качество каждого выполненного шва и знать наверняка, что система сообщит о тех, которые нуждаются в доработке. Я уверен, что в ближайшем будущем цифровые платформы станут одним из «базовых» решений на производстве. У этой технологии ещё много возможностей для развития.

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Цифровизация – это оперативный контроль и отсутствие человеческого фактора.

Андрей Фивейский, «Шторм»: Цифровые сварочные инверторные источники питания значительно упрощают эксплуатацию за счет наличия функции самодиагностики, возможности возврата к заводским настройкам, возможности дистанционного онлайн документирования параметров режимов сварки и контроля процесса сварки.

Какие инновации стоит выделить в сегменте расходных материалов и аксессуаров?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Появление новых материалов. Современные износостойкие расходные части позволяют осуществлять замену реже, что повышает стабильность работы оборудования и качество соединений.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: В середине 90-х мы стали первым поставщиком порошковой проволоки в Россию. Сегодня до 85% сварки в судостроении производится порошковыми проволоками, и это главное её отличие от сварки в других отраслях промышленности. Развитие порошковых проволок чётко привязано к изменению требований отраслей промышленности. Например, вполне обычным стало требование к содержанию диффузионного водорода не более 5 см3 на 100 г наплавленного металла, хотя раньше было не более 10 см3. Также порошковая проволока всё чаще применяется для сварки нержавеющих сталей. В судостроении всё больше используется хладостойкая высокопрочная сталь и, соответственно, повышаются требования и к порошковой проволоке.

Порошковую проволоку ESAB производит на десятке заводов по всему миру и один из них – ЭСАБ-СВЭЛ в Санкт-Петербурге. Там производство порошковой проволоки ОК ПРО 71 началось в 2018 году. В следующем году мы планируем существенно нарастить объемы её производства.

Насколько компактны ваши самые популярные переносные и стационарные аппараты для верфей?

Андрей Фивейский, «Шторм»: Монтажный аппарат Х-350 VRD RU при небольших габаритах (515х185х400 мм) и массе около 18 кг обеспечивает сварку электродами с основным, рутиловым или целлюлозным покрытием, а также аргонодуговую сварку TIG DC и функцию импульсной сварки вертикальных швов снизу вверх Up.

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Масса и габариты зачастую значительно влияют на удобство и безопасность работы сварщика. Казалось бы, аппарат – это не горелка, его двигать не требуется, однако, когда речь заходит о крупных изделиях, к которым можно точно отнести суда, то эргономичность имеет значение. У компании «Кемппи» все оборудование инверторное, а значит легкое и компактное. Несмотря на это, оно зарекомендовало себя как наиболее надежное, ведь менее требовательно к охлаждению, а значит меньше всего подвержено влиянию попадающего внутрь воздуха.

Как адаптировано ваше оборудование к российским условиям эксплуатации?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: Техника Kemppi успешно прошла испытание в Якутии и функционировала даже при минус 50 градусов. Она работало за Полярным кругом, вы можете встретить ее в любом российском регионе.

Андрей Фивейский, «Шторм»: Монтажный сварочный аппарат Х-350 VRD RU разрабатывался под суровые требования проведения сварочных работ на объектах «Газпрома» и «Транснефти» с температурным интервалом от -40 до +40°С. Он способен поддерживать стабильную сварочную дугу и при колебаниях питающего напряжения от +25 до -40%, и в случае с длинным сетевым кабелем – до 100 м, а также может работать от генератора. Все полуавтоматы имеют сетевой допуск по напряжению питания от +15 до -15%, при этом полуавтоматы MicorMig допускают отрицательный допуск до 30% с понижением мощности, а их проволокоподающий механизм удобен при транспортировке по свариваемым конструкциям, прочен, сделан из композитных материалов.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: Если говорить о суровых погодных условиях, то наши аппараты отлично с ними справляются. Касательно сварочных материалов, мы предлагаем полный спектр для изготовления стальных корпусов различных зон эксплуатации от 0 до -60 °С, алюминиевых корпусов (все сплавы алюминия, применяемые в судостроении), материалы для сварки судовых трубопроводов, танков, химических танкеров и т.д.

Профессия сварщика входит в топ самых опасных рабочих специальностей. Что вы выпускаете для защиты сварщиков?

Михаил Павленко, «Кемппи Россия»: При правильной эксплуатации СИЗ можно практически полностью исключить влияние вредных факторов. У компании имеются высокопроизводительные системы с принудительным поддувом воздуха. Такие маски очищают воздух, которым дышит сварщик более чем на 99.8%. Требуется соблюдение правил. Недостаточно иметь стандарт по защите сварщиков, важно мотивировать его исполнять.

Андрей Шимарев, «ЭСАБ»: СИЗ для разных видов сварки могут быть разными — есть узкоспециализированные, а есть более универсальные. К последним, например, относится наша сварочная маска Warrior, так как она автоматически выставляет затемнение защитного экрана. Вручную на ней можно задать низкую чувствительность для сварки на низком токе или, например, задержку, когда после погашения сварочной дуги светлеет щиток, для точечной сварки на высоком токе. Также этим летом была представлена новая сварочная маска Savage A40. Она имеет эргономичное оголовье, интуитивно понятное управление, гарантирует улучшенную видимость и облегчает восприятие пространства. Одно из её преимуществ — съемные батареи и модификация для работы с блоком подачи воздуха, что важно при работе в тяжёлых условиях.

Опубликовано на сайте издания Кorabel.ru

Вернуться назад