Малейшие простои горнодобывающей техники ведут к финансовым потерям и невыполнению производственного плана. В свою очередь, бесперебойная работа оборудования зависит от таких факторов, как качество его сборки, адаптированность к внешним условиям, сервис, и, что немаловажно, – корректная эксплуатация. К слову, несоблюдение последнего пункта ведет к непредвиденным поломкам и быстрому износу.

Илья Кондаков, руководитель отдела сервиса и запасных частей в GHH Group

Илья Кондаков, руководитель отдела сервиса и запасных частей в GHH Group, рассказал редакции журнала «Горная промышленность» о важности корректной эксплуатации оборудования.

Илья, расскажите, пожалуйста, как часто Вы сталкивались с неправильной эксплуатацией оборудования? С чем она обычно связана?

Некорректная эксплуатация – частое явление и, как правило, она связана с ротацией эксплуатирующего персонала, у которого отсутствует опыт работы на конкретной машине. Разные машины по-разному себя ведут, у каждой, как говорится, «свой характер», поэтому, когда оператор работает на малознакомой машине, к которой еще не привык, он может не заметить или не придать значения какой-то небольшой поломке, приняв ее за особенность модели. Именно поэтому мы рекомендуем закрепление персонала за конкретной техникой. Машину надо чувствовать, а это приходит со временем.

Бывают и непредвиденные обстоятельства, которые оборачиваются падением породы. Так, прежде чем въехать в выработку и начать работать там, нужно произвести обезопашивание забоя, осмотр, орошение. Оператор должен знать эксплуатационные качества машины: габариты и характеристики, чтобы понимать, безопасная или небезопасная это зона для него, какие неисправности могут возникнуть и в целом чего стоит ждать от работы на машине. Важно понимать, что в данном случае на кону жизнь не одного оператора, а всех сотрудников шахты. На моей практике были случаи, когда оператор заезжал в шахту и не знал, что там работают другие люди. К сожалению, бывали даже летальные исходы.

Какую роль играет обучение персонала?

Обучение персонала – важный этап как для введения оборудования в эксплуатацию, так и для дальнейшей эксплуатации. Так, в GHH Group на стадии пуско-наладочных работ (ПНР) всегда присутствуют наши специалисты из сервисной службы либо с завода-производителя, которые и проводят тренинг персонала.

Однако зачастую мы сталкиваемся с тем, что по разным причинам удастся обучить только часть персонала, который впоследствии передает искаженную информацию другой смене. Так быть не должно – важно обучить всех, так как машины даже с одним функционалом очень сильно разнятся.

Как сервисные специалисты чувствуют себя в роли учителей?

Изначально был мандраж (смеется), но потом сотрудники поняли, что могут не только отвечать на вопросы, но и правильно донести необходимую информацию. Думаю, что именно в такие моменты происходят взросление и трансформация. Пандемия многому нас научила, в том числе и умению проводить обучение своими силами без потери качества.

Возвращаясь к корректной эксплуатации, стараетесь ли вы работать на опережение? Что для этого делается?

В любом договоре прописан пункт, что при обнаружении неправильной эксплуатации оборудования мы должны написать акт заказчику, что был выявлен такой фактор. На практике чаще всего с человеком проводится беседа. К сожалению, факт неправильной эксплуатации удается обнаружить не сразу, а только в момент планового ТО или ремонта, потому что свободные посещения забоя запрещены.

Есть ли в компании механизмы по выявлению реальных причин поломки оборудования?

Да, такие механизмы есть. При техническом обслуживании производится проверка кодов неисправности, замер зазоров в местах сочленения, проверка давлений, максимальных температур нагревания. Когда причина выявлена, заказчику даются соответствующие рекомендации и проводится ремонт. Иной раз причиной поломки может служить и человеческий фактор, но это, скорее, исключение, чем правило.

Как часто нужно проводить технический осмотр оборудования?

Для разных систем и агрегатов свой регламент. Например, для двигателя это 250 ч, для коробки – 500 ч, гидравлики – 1500 ч.
В дополнение к этому, существует практика ежесменного технического осмотра оборудования: контроль уровня технических жидкостей, давлений, наличия утечек, проверка затяжки соединений. Также нужно проводить ряд определенных работ после того, как машина нарабатывает конкретное количество часов.

Какие требования предъявляют к технике, которая работает в условиях экстремальных температур и в условиях высокой запыленности воздуха?

При эксплуатации в условиях низких температур необходимо использовать масла соответствующей вязкости, а также зимнее дизельное топливо. Чтобы машина не вышла из строя во время пусконаладочных работ, мы подключаем ее к электрической сети для подогрева масла в двигателе, коробке, гидравлике, а также для подогрева охлаждающей жидкости. Только после того как температура поднимется до необходимой, можно производить запуск.

Что касается высоких температур – используются соответствующие горюче-смазочные материалы (ГСМ) и контролируются температурные режимы двигателя внутреннего сгорания (ДВС) и гидромеханической коробки передач (ГМП), а при значительной запыленности – необходимо уменьшать периодичность замены воздушных фильтров ДВС и масла.

Какой срок службы у оборудования?

Сложный вопрос, ответ на него зависит от множества переменных. Бывает, 3 года, но на своем пути я встречал машины, которые в щадящих условиях работали и 26 лет. Тем не менее средний срок службы оборудования составляет 5–6 лет, но конкретных ограничений по сроку эксплуатации нет. Главное – соблюдение рекомендаций и регулярное техническое обслуживание. Со своей стороны, мы предлагаем временное бесплатное постгарантийное обслуживание нашим заказчикам, которое в дальнейшем переходит на коммерческую основу. На данный момент у нас шесть таких контрактов. К слову, у нас заключены сервисные контракты не только с нашими заказчиками, мы также проводим сервисное обслуживание техники других производителей. Такой вид сотрудничества набирает обороты, так как немногие производители готовы предложить обслуживание оборудования.

Что касается запчастей, при заключении договора мы прописываем отдельным пунктом рекомендательно «только оригинальные запчасти GHH Group».

Как руководитель отдела сервиса и запасных частей в GHH Group, какие рекомендации Вы лично можете дать по эксплуатации оборудования?

В сухом остатке самое ключевое – работа на опережение и обучение всего персонала без исключения, потому что именно от корректной работы оператора и его способности «слышать» неисправности зависит дальнейший срок службы. В дополнение, не нужно пренебрегать как ежесменным, так и плановым техническим осмотром. Важно помнить, что машина – это живой организм, который требует должного ухода, внимания и заботы.

«Горная Промышленность» №4 / 2021

Вернуться назад