Бывает такое, что детали машины или механизма сняты с производства или срок их поставки слишком велик, а останавливать производство никак нельзя – на кону миллионы рублей в сутки. В таких случаях единственный вариант – максимально продлить срок эксплуатации исходной детали, чтобы «дотянуть» до момента поставки замены. Когда надёжность выходит на первый план, возможность её обеспечить даёт поверхностная наплавка.

Давид Пак, руководитель направления ремонт и восстановление компании ESAB

Мы обратились к руководителю направления ремонт и восстановление компании ESAB Давиду Пак, чтобы узнать об основных причинах износа спецтехники и технологиях её восстановления.

Износ оборудования и его причины

Интенсивный износ деталей машин и механизмов происходит практически во всех отраслях промышленности, однако чаще остальных с ним сталкиваются в горнодобывающей, металлургической и строительной. Именно в этих индустриях оборудование ежедневно работает в условиях ударного воздействия, при повышенных температурах, а также наличия абразива и коррозионной среды.

Износ наступает в результате развития усталостных явлений, имеющих термическую или контактную природу, а также наличия эрозионных процессов износа. Например, при контактной усталости разрушение приповерхностных слоев металла наступает из-за трения, высокого давления, ударного воздействия, а также наличия абразива между парами трения. Такому виду износа подвержены, например, ж/д рельсы и крестовины. Горнодобывающему оборудованию в большей степени свойственен абразивный износ. Чаще прочего от него страдает горно-шахтное оборудование и строительная техника, детали сельхозтехники, оборудование в цементной промышленности и металлургии. В числе наиболее распространенного — детали и навесное оборудование для экскаваторов, погрузчиков, грейдеров, различные шнеки и буровые элементы, детали дробилок для переработки сырья.

Большая часть обращений в сервис связана с потребностью в ремонте определенных деталей таких машин и механизмов, однако нередко возникает и потребность в превентивном увеличении их стойкости. Наиболее эффективными способами увеличить прочность деталей являются наплавка и напыление, а также термическая химико-термическая обработка (ХТО).

Технологии ремонта и восстановления

К наиболее распространенным материалам наплавки относятся электроды, сплошные и порошковые проволоки, ленты и флюсы. В исключительных случаях используются порошки для плазменной (PTA), лазерной наплавки, а также порошки или прутки для наплавки ацетиленкислородным пламенем. Наплавка может быть сделана газотермическим способом, с помощью дуговой сварки — электродами и проволокой в среде защитных газов, под слоем флюса или самозащитными проволоками. Также возможно применение менее распространенных процессов таких как: лазерная или плазменная наплавка.

Для каждого заказчика решение подбирается индивидуально и всегда, прежде чем производить наплавку или ремонт, просчитывается их экономическую целесообразность. Предварительный анализ включает множество факторов — стоимость новой детали и ремонта, срок службы новой и отремонтированной детали, долговечность наплавленного слоя в условиях работы клиента. Компания ESAB предлагает данную услугу в своем Технологическом центре в Красногорске (Московская область), если габариты детали не слишком велики, либо такие тесты проводятся на производственных площадях заказчиков.

Ключевой фактор в борьбе с износом – правильный подбор покрытия

Универсальных материалов для борьбы с износом не существует. Для того, чтобы определить наиболее стойкий материал в каждом конкретном случае, необходимо выявить преобладающий тип изнашивающего воздействия на поверхность. В то же время для борьбы с абразивным износом существует достаточно много процессов нанесения защитных покрытий на металлические поверхности: от практичной дуговой наплавки и различных видов напыления до лазерного плакирования.

В случае интенсивного абразивного износа на первый план выходят твердость наплавленного металла, наличие, размер и тип твердой фазы – карбидов. К наиболее износостойким покрытиям от этого вида износа относятся те, что содержат элементы вольфрама.

Однако стоимость вольфрама растет, и многие предпочитают использовать более доступные материалы на железной основе с включениями карбидов хрома и боридов с твердостью наплавленного слоя 55-70 HRC.

В R&D центрах ESAB постоянно ведётся разработка новых материалов для наплавки. Так, за последние два года, проанализировав запросы заказчиков в СНГ, было разработано несколько видов наплавочных порошковых проволок. Сегодня эти продукты востребованы и за пределами содружества.

Важно понимать, что выбор конкретного процесса, оборудования или материала зависит от ремонтируемой детали и условий ее эксплуатации, требований и возможностей заказчика, а также условий ремонта. Это может быть как стандартное оборудование для ручной дуговой наплавки и сварки, так и оборудование, способное обеспечить механизацию, автоматизацию и роботизацию данных процессов. Каждой задаче – своё решение.

«Автосила. Спецтехника Сибири» №5 (180) 2021

Вернуться назад