Текущую ситуацию в бизнес-сообществе и промышленном мире сегодня сложно назвать стабильной. Как и в 2020-м, неопределённость и паника могут стать фатальными для компании. Молчать, кричать или делать вид, что ничего не произошло? Как сохранить себя, команду, связь с партнерами и заказчиками при помощи инструментов маркетинга и обеспечить если не будущее, то устойчивость момента. Своим опытом, накопленным за более чем 20 лет работы в индустриальном маркетинге, делится Светлана Тимченко, генеральный директор агентства Marketing from Timchenko.

Молчание в бизнесе не «хорошо и безопасно»

Пока ваша компания выбирает ожидание и молчание, ваши конкуренты продолжают говорить, а заказчики делают выводы.

Информационное поле перенасыщено противоречивой информаций, которая требует критического мышления, оценки и переработки, однако, не все готовы ее перепроверять и искать правду. К ней добавляются новости о приостановке работы предприятий, уходе иностранных компаний, росте цен и сбоях логистических цепочек. Работать с последствиями дезинформации и слухами гораздо сложней, чем с самого начала управлять коммуникацией. Для этого нужно уметь подняться над ситуацией и начать диалог, оставаться честным со своими партнерами и заказчиками, избегать острых тем.

Самые опасные темы сегодня связаны с политикой, особенно если о ней говорят не политологи. Лихие времена пройдут, но останутся люди, с которыми точно не следует рвать связи. Какой бы позиции ни придерживалась компания, найдутся те, кто с ней не согласен, в первую очередь среди заказчиков и партнеров. Постарайтесь говорить на языке бизнеса и деликатно обходить спорные темы, сконцентрироваться на своей экспертизе и оставьте темы политики тем, кто в ней действительно разбирается и видит картину несколько шире.

Сегодня западные компании, покидающие российский рынок, громко разрывают отношения, выражая свою позицию, другие молчат, и лишь немногие понимают, что за кризисом неизменно наступит мир и потребуется заново выстраивать отношения с заказчиками. Стоит ли говорить, что ушедшим нарочито громко, сжигая все коммуникационные и товарищеские мосты, как и тем, кто не успел сказать «прощай», будет сложно вернуться без репутационного ущерба.

Перед тем, как начать «говорить» и озвучивать позицию, стоит сфокусироваться на своей профессиональной экспертизе и ценностях, анализе сильных сторон, за что вас выбирают клиенты, на том, как поддержать партнеров, даже если привычный ассортимент временно недоступен. Выстраивайте с заказчиком прямой и открытый диалог, вместе ищите выход из неблагоприятной ситуации. Общие проблемы сближают!

Используйте прямые рассылки и встречи, по возможности поддерживайте уровень присутствия в информационном поле посредством корпоративного сайта, СМИ, социальных сетей. Работа с прессой особенно актуальна для российских компаний, которые ранее практически не использовали этот инструмент. На фоне «тишины» среди иностранных корпораций появление в информационном пространстве будет более заметным для потенциальных заказчиков.

Обучение как конкурентное преимущество

Как и в 2020 году, одним из лучших способов сохранить связь с реальностью, командой и своими заказчиками остается обучение.

Обучение сотрудников, особенно в промышленном секторе – конкурентное преимущество, которое позволит быстрее выйти из рецессии. Так, компании, которые сокращают расходы на обучение, могут обнаружить, что сотрудники стали неконкурентоспособными относительно тех, кто продолжил инвестировать в знания.

Навыки работы с информацией и основы внутренней коммуникации в кризис для поддержки команды, эффективный маркетинг как для маркетологов, так и всего коллектива, семинары и повышение квалификации для заказчиков. Всё это поможет не только поддержать и укрепить связь, но и сделает вашу команду сильней.

Всё новое – хорошо забыто

Большинство российских и иностранных компаний в своей работе делают ставку на несколько крупных направлений и регионы, которые и приносят основной доход. Однако в текущей ситуации жестких санкций, сбоя логистических поставок, нехватки наиболее востребованных компонентов, отлаженная прежде работа по этим направлениям становится практически невозможна. В такой ситуации мы предлагаем вспомнить об узких сегментах и новых рынках, которые раньше уходили на второй план. Это позволит не только получить доход на время кризиса, но и «вырастить» новые направления бизнеса.

С марта российские и иностранные бренды проявляют большой интерес к рынкам Средней Азии. И, если раньше работа в этом регионе велась точечно, то сегодня он становится всё более привлекательным для инвестиций и являет собой сосредоточение деловой активности. Главное – выйти на рынок с чётким планом и пониманием конъюнктуры, его особенностей, но не слишком поздно, чтобы не затеряться среди конкурентов.

Не руби маркетинг с плеча

Один из рабочих инструментов, от которого стремятся избавиться в кризис – маркетинг. И это важная ошибка, потому что именно в задачи маркетинга входит удержание клиентской лояльности, поиск и анализ новых возможностей, рынков сбыта.

Зачастую так происходит, потому что изначально роль маркетолога, особенно на производственных предприятиях, заключается в размещении рекламы, организации участия компании в выставках и конференциях, заказе сувенирной продукции… Тогда как маркетинг – это «позвоночник» компании. Он помогает не только прочно держаться на рынке, но и быстро ориентироваться в новых отраслях и регионах, перестраиваться в зависимости от изменений. Сильный маркетинг превращает «фирму» в надежный бренд, которому доверяют даже в сложные времена.

Чтобы не ослепнуть

Американский экономист, профессор Гарвардской школы бизнеса Теодор Левит придумал специальный термин — маркетинговая близорукость. Он обозначает неспособность предприятия видеть то, что происходит за пределами собственного рынка, в том числе непосредственных конкурентов, имеющихся в настоящий момент.

С маркетинговой близорукостью сталкиваются все компании за редким исключением, и именно она не позволяет видеть возможности дальше небольшой занятой когда-то давно ниши, использовать новые коммуникационные инструменты, а иногда и оптимизировать маркетинговые затраты.

Привлечение к работе маркетинговых агентств позволяет получить свежий взгляд и межотраслевой опыт, выйти на новых заказчиков, повысить экспертизу своих сотрудников и усилить контроль над подрядчиками, не выделяя дополнительные внутренние ресурсы.

Кроме этого, привлечение агентства, позволяет не «раздувать» собственный штат дизайнерами, программистами и переводчиками. В экономически трудные времена, когда важен каждый заказчик, нужно понимать, что маркетинг — это не задача отдельно назначенного человека или даже отдела. Компанию-победителя отличает маркетинговое мышление и вовлеченность всех сотрудников без исключений. Когда все участники процесса работают слаженно и двигаются в одном направлении, бизнес только выигрывает!

«Все промышленные регионы России» №2/2022

Вернуться назад