Сентябрь 2022 года отметился сразу несколькими важными для промышленного рынка Казахстана и Центральной Азии событиями. Прошли выставки Mining & Metals Central Asia, Kazcomak, TransLogistica Kazakhstan, Kazakhstan Machinery Fair и другие. Кроме того, свое представительство в Казахстане открыло агентство Marketing from Timchenko, основная специализация которого индустриальный маркетинг. О современных трендах в продвижении и эффективных инструментах для развития бизнеса, рассказывает генеральный директор агентства Светлана Тимченко.

Маркетинг в турбулентность

2022 год войдет в историю, как время, когда изменившийся привычный порядок вещей вынудил бизнес решать задачи за пределами формировавшейся десятилетиями зоны комфорта. Если раньше для многих компаний было допустимо отмалчиваться и сосредоточиться на редких выставках и присвоить этому статус успешного маркетинга, то сегодняшние реалии, несомненно, требуют более продуманных финансовых инвестиций и измеримых инструментов, позволяющих проанализировать на что тратятся деньги.

В итоге в плюс удается уйти тем компаниям, которые вкладывались в маркетинг, в свою репутацию и уже известны на рынке. При этом глобальные бренды, которые хорошо известны в Европе, но не были до этого момента представлены в Средней Азии, не могут рассчитывать на радушный прием. Здесь они новички и борются за клиентов и выживание наряду с локальными компаниями.

Marketing from Timchenko – международное агентство, специализирующееся на индустриальном маркетинге.  Более 25 лет разрабатывает и внедряет комплексные решения для металлургических, горнодобывающих, обрабатывающих и машиностроительных предприятий в СНГ, России и Европе. В числе основных услуг – разработка позиционирования и фирменного стиля, повышение узнаваемости, вывод на новые рынки сбыта, формирование устойчивого присутствия в информационном поле и умах заказчиков.

Объединяй и властвуй

Что отличает эффективный маркетинг от неэффективного? В первую очередь, прогнозируемый результат и работающие инструменты, а также омниканальный подход. Последнее подразумевает сбалансированное присутствие во всех каналах коммуникации, среди которых корпоративный сайт, публикации в отраслевых СМИ, участие в выставках и прочие публичные площадки. Именно тогда маркетинг позволяет сформировать позитивный образ компании, привлечь новых клиентов, обойти конкурентов, выйти на новые рынки, становится подспорьем для отдела продаж.

Положительный образ и узнаваемость компании среди клиентов складывается из многих факторов, но в первую очередь зависит из того, что и как компания транслирует рынку, насколько регулярно ведется коммуникация. Не стоит рассчитывать, что вас запомнят только потому, что раз в году компания участвует в выставке и размещает рекламный модуль в журнале к мероприятию. В то же время регулярное отлаженное взаимодействие с отраслью, например, посредством прессы, поможет привлечь новых и удержать старых клиентов. В период турбулентности это еще и подтверждение ваших серьезных намерений, сигнал партнерам – вы отрыты,  продолжаете работать и выполнять обязательства.

Тише едешь – дальше будешь?

Пока одни компании активно ищут новые рынки сбыта, другие заняли выжидательную позицию. Безусловно, выход на незнакомую площадку требует от компании тщательной подготовки, но в отдельных случаях работа с новыми партнерами за пределами знакомого региона – единственный способ развиваться, и конкуренция там растет.

Чтобы выход на новый рынок прошел максимально успешно, у компании должны быть «тщательно вымыты полы» на своем внутреннем рынке. Невозможно представить свой продукт и решения в новом регионе, если компания не сформировалась, не достигла совершеннолетия в родной среде. Кроме того, необходима стратегия и четкая постановка целей, которым будут подчиняться все без исключения направления деятельности и сотрудники компании. Так, без участия технических специалистов невозможна подготовка качественных пресс-материалов, а HR-отдел с большей легкостью выполнит стоящие перед ним задачи, если заручится поддержкой маркетингового подразделения.

Однако не стоит забывать, что маркетинг – не волшебная таблетка, которая в одночасье решит все проблемы бизнеса. Маркетинг – это скорее марафон, игра в долгую.

Смотри в оба

Часто случается так, что компания не использует и половины рабочих маркетинговых инструментов, в частности присутствует на строго ограниченном числе выставок. Так, мы сталкиваемся с этим регулярно в сфере логистики. Из года в год посещая одни и те же отраслевые мероприятия, стоя бок о бок с конкурентами, транспортные компании упускают из виду самое главное – возможность установить прочные деловые связи с широким кругом своих клиентов. Квалифицированный анализ сфер и отраслей, в которых уже работает и в перспективе может работать перевозчик, позволяет найти неохваченные направления.

В логистических услугах нуждаются все производители, независимо от сферы, в которой они работают – горнодобывающей, дорожно-строительной, лесоперерабатывающей, металлообрабатывающей и других отраслях. По этой причине на специализированных выставках помимо профильных компаний-экспонентов изредка, но можно встретить стенды логистов. Как правило, это компании, идущие на шаг или два впереди своих конкурентов.

Учиться и еще раз учиться

Презентабельный сайт и участие в выставках не гарантируют притока клиентов, если персонал не разделяет заявленные и публично демонстрируемые ценности.

Обучение было и остается одним из лучших способов сохранить связь с реальностью, командой и своими заказчиками. Так, компании, в которых сведена к минимуму профподготовка, со временем рискуют обнаружить, что сотрудники стали неконкурентоспособными относительно тех, кто продолжил инвестировать в знания.

Еще одно заблуждение связано с тем, что маркетинг отождествляется с рекламой и пиаром. Безусловно, грамотный маркетолог должен быть сведущ в этих сферах, но функционал его шире: включает в себя не только написание пресс-релизов, но и разработку и воплощение маркетингового и коммуникационного плана на год, оперативную корректировку курса, а также поиск перспективных направлений, укрепление позиций компании на новом рынке, если того требует ситуация.

«Маркетинг — это не отдел, а философия, вся компания целиком. От того, насколько квалифицированы и мотивированы ваши сотрудники, во многом зависит успех бизнеса».

Если жизнь подбросила лимоны, сделай лимонад

Сегодня на пространстве СНГ происходят важные интеграционные процессы. Глобальный интерес к центральноазиатскому региону обусловлен не только санкционным давлением, но и поступательным развитием экономики стран и растущим населением.

Сегодня Индия, Турция, Россия и другие страны рассматривает Центральную Азию как стратегического партнера. Центр нового мироустройства смещается. Данный фактор потребует от компаний и в целом региона большей маневренности.

С открытием представительства в Казахстане Агентство Marketing from Timchenko продолжает деятельность в Центральной Азии, но уже в новом качестве, и готово к сотрудничеству с производственными компаниями. Наша сила в уникальном клиентском опыте, который позволяет не только максимально комфортно решать поставленные задачи, но и преодолевать современную турбулентность без потерь.

У компании всегда есть выбор – использовать открывающиеся бизнес-возможности или довольствоваться тем, что есть, работать в ногу со временем или на опережение.

Население Средней Азии насчитывает сегодня более 70 млн. человек. По данным исследования Boston Consulting Group, через 20 лет численность жителей превысит 100 млн человек. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы это обширный потребительский рынок сможет привлечь десятки миллиардов долларов инвестиций.

 

Горный журнал Казахстана №10/2022

Вернуться назад