Сперанский П.В. канд. техн. наук, директор по техническому обучению, ООО «ВИЛО РУС», г. Ногинск, Моск. обл.

В статье рассматривается проблема поиска квалифицированных кадров крупными промышленными предприятиями. Одним из эффективных способов является взаимодействие предприятий с высшими учебными заведениями с целью подготовки студентов и привлечения их на работу в конкретные организации. Описан опыт российского подразделения Европейского концерна WILO SE – компании «ВИЛО РУС» в системной работе с ВУЗами.

Система высшего технического образования в Советском Союзе всегда была ориентирована на получение студентами фундаментальных знаний в соответствующих областях. В строительной области большое внимание уделялось высшей математике, начертательной геометрии, физике, теоретической механике, сопротивлению материалов и, конечно, профильным инженерным дисциплинам. Это обеспечивало серьезный потенциал для дальнейшей работы в научной сфере, благодаря чему советские ученые высоко ценились во всем мире.

Концерн Wilo SE – производитель насосного оборудования для систем водоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования. Основан в 1872 г. под названием Messingwarenfabrik Louis Opländer Maschinenbau. WILO SE образован в 2002 году при слиянии компаний Wilo-Salmson AG и Wilo GmbH. Оборудование WILO в России используется на промышленных предприятиях, в коммунальном хозяйстве, в частных домах, офисах и др.

С другой стороны, такой подход не позволял эффективно прививать практические навыки, изучать современное оборудование, новейшие методики расчета и проектирования. В результате, выпускники ВУЗов вынуждены были осваивать реальные рабочие инструменты уже в процессе трудовой деятельности.

Этот разрыв между теорией и практикой стал еще более заметен в современной России, когда на наш рынок буквально хлынуло современное европейское оборудование. Российские специалисты оказались зачастую не готовы к правильному подбору, монтажу и эксплуатации новых систем. Ситуация усугубилась оттоком квалифицированных кадров из университетов, устареванием материальной базы, снижением уровня подготовки абитуриентов.

Попытки перейти к западной модели образования, предполагающей более узкую специализацию и отказ от глубоких фундаментальных знаний, точечные финансовые вливания в наиболее рейтинговые университеты, пока не приводят к заметным улучшениям в уровне подготовки инженеров по России в целом.

Все это заставляет крупные промышленные компании прилагать значительные усилия, чтобы учить не только своих сотрудников, но и персонал клиентов, а также активно сотрудничать с ВУЗами.

«Главный инженер. Управление промышленным производством» №10, 2019

Вернуться назад