В 1990-х Россия переживала одни изменения за другими: общественные отношения становились всё менее консервативны; международные экономические связи активно множились и укреплялись, что рождало необходимость сотрудничества с отечественными и зарубежными игроками рынка. Производственно-хозяйственные цепочки требовали восстановления. И вот, в качестве катализатора развития новых связей была избрана выставочно-ярмарочная деятельность, которая значительно ускоряла рост и развитие производств за счет формирования новых технологических альянсов.
К концу XIX века на территории нынешнего Кузбасса насчитывалось пять ярмарок, одна из них Ильинская в Кузнецке. В продолжение традиции ежегодной Ильинской ярмарки, хорошо зарекомендовавшей себя еще в XIX-XX веках, в 1992 году была основана выставочная компания «Кузбасская ярмарка».
Первой выставкой «Кузбасской ярмарки» стала «Урожай-92», которая начала работу 19 августа на Яблочный спас. Небольшая молодая команда готовила ее с любовью, продумана была каждая деталь, начиная с раздачи посетителям освященных яблок, закачивая самой выставкой. Уже на первом мероприятии были представлены три иностранные компании.
В ноябре того же 1992 года «Кузбасская ярмарка» организовала выставку «Уголь. Металл». Это был первый опыт создания промышленной выставки. Впоследствии было принято решение разделить мероприятие по двум базовым отраслям промышленности: угольную и металлургическую, создав два проекта: «Металлургия», который проработал 15 лет, и «Уголь России», который проходит до сих пор и остается местом притяжения производителей и предприятий горно-металлургического комплекса.
Начатая в Кузбассе реструктуризация угольной промышленности ставила одной из целей снизить аварийность на шахтах. В регионе все больше возрастали объемы добычи угля открытым способом, что влекло за собой серьезные экологические проблемы. Поэтому важнейшим направлением угольной тематики стала природоохранная деятельность и «Кузбасская ярмарка» добавила новый проект — «Охрана, безопасность труда и жизнедеятельности».
Кузбасс богат различными полезными ископаемыми, как рудными, так и не рудными. Поэтому вскоре организаторы задались вопросом, а почему только уголь. Так, появилась выставка «Недра России».
За 31 год работы выставка выросла в современный межотраслевой проект, который способствует развитию добывающих и производственных предприятий не только в России, но и по всему миру. Мероприятие объединяет все отрасли горнорудной промышленности и является уникальной площадкой для демонстрации новейших технологий, организации профессиональных дискуссий и обмена опытом, укрепления старых и налаживания новых деловых связей. В прошлом году в ответ на вызовы рынка организаторы значительно расширили состав участников производителями смежных с угольной отраслями, в числе которых металлургия, металлообработка, машиностроение и другие. Также растет количество локальных производителей и технических разработок нового поколения, которые планомерно занимают высвободившиеся ниши. В 2022 году участие в выставке приняли 461 компания из 12 стран, мероприятие посетило 44 398 человека, большая часть из которых — технические специалисты, руководители предприятий, представители научных кругов и государственных структур.
В этом году выставка пройдет под девизом «Шире, чем Кузбасс! Глубже, чем Уголь!» и соберет как промышленных исполинов, таких как Копейский машиностроительный завод, Машиностроительное предприятие Ильма, Хитачи, Камоцци Пневматик, Лукойл, Роснефть, Карпинский электромашиностроительный завод, СУЭК, Распадская угольная компания, ЗУМЛИОН ХЭВИ ИНДУСТРИ РУС, Магнитогорский металлургический комбинат, Беккер Майнинг Системс РУС, Бийский завод железобетонных изделий, Академия Промышленного Пылеподавления Борей, компания Б-24 — официальный представитель крупнейшего мирового производителя карьерных самосвалов БЕЛАЗ, Инженерный центр «АСИ», так и молодых производителей и участников отрасли.
По данным организаторов площадь выставочной экспозиции 2023 года выросла на 20%, а количество экспонентов и экспонатов в несколько раз опережают показатели прошлого года. Так, заявки на участие в выставке подали порядка 500 компаний из России, Республики Беларусь, Китая, Турции, Индии и представительства компаний из Европы. На выставке будет представлено более 5000 натурных экспонатов.