Культура производства – это не только нормативные требования к работникам производственной компании, но также организационные и корпоративные ценности. Сюда же стоит отнести техническое оснащение, уровень механизации и автоматизации, качество производимой продукции и оборудования, а также умение сотрудников правильно его эксплуатировать. Всё это определяет уровень развития предприятия. Несоблюдение простых правил часто приводит к простою парка техники, браку и, как следствие, большим финансовым потерям.
Вместе с техническими специалистами компании ESAB, Ольгой Островской и Игорем Поломар, на примере работы со сварочными аппаратами, раскрываем типичные ошибки сварщиков, связанные с неправильным обращением с оборудованием.
Пренебрежение инструкцией
Инструкция – паспорт любого продукта, без которого нельзя начинать работу. Профессиональное оборудование более сложное в эксплуатации, чем бытовая техника, поэтому игнорирование предписаний может оказаться фатальным.
Так, поломка сварочного источника часто происходит по причине несоблюдения требований по его эксплуатации. Плохо разбираясь в функциях и различиях в режимах аппарата, сварщик рискует неправильно настроить его, что негативно скажется как на самом оборудовании, так и на качестве сварного изделия.
Игнорирование инструкций и технологических особенностей – это ещё и ошибка, которая касается людей, принимающих решение о покупке. В попытке сэкономить остаются без внимания характеристики оборудования, закупаются неподходящие под задачи предприятия сварочные источники, что влечет за собой их простой или вывод из строя и, как следствие, увеличение сроков производства.
Пример: Компания N закупает слабые однофазные сварочные аппараты, учитывая только такую характеристику, как максимальная мощность оборудования и не обращая внимания на информацию о допустимой нагрузке при разных видах сварки и рабочий цикл — ПВ. Согласно инструкции, на максимальном токе источник может работать ограниченное время, но отдел закупок компании N смотрит только на интересующий его показатель мощности и стоимость. В итоге оборудование быстро и постоянно перегревалось, срабатывали температурные датчики, отключавшие источник, который от затем вовсе вышел из строя.
Экономия
Этот обширный пункт также вбирает в себя все вышеперечисленные. Экономия на обучении сотрудников, запчастях, и прочих материалах нередко приводит к потере времени и финансовых средств на обновление парка оборудования.
Пример: Сварщик S решает начать работу с машиной для плазменной резки, установив компрессор, который не может обеспечить достаточное давление сжатого воздуха для корректной работы оборудования. Датчики аппарата выдают ошибку и отключают источник. Тем временем сварщик M заливает в другой сварочный аппарат обычную воду или охлаждающую жидкость для авто. Это приводит к повреждению системы рециркуляции жидкости в блоке охлаждения и к перегреву охлаждаемых узлов. Несоответствие требованиям инструкции и знаний о его правильной эксплуатации, а также экономия на материалах приводит обоих к неисправности или простою оборудования, а также необходимости обращаться в сервисный центр.
Несвоевременное или неправильное ТО
Сроки проведения технического обслуживания во многом зависят от условий и частоты эксплуатации сварочного источника. Часто на предприятиях рядом со сварочными постами производится подготовка, обработка заготовок и готовых изделий и других работ, из-за чего в цеху образуется большое количество токопроводящей пыли, которая попадает в сварочные аппараты и может привести к выходу из строя узлов комплекта. Так, на предприятиях, где источники используются постоянно и в процессе работы образуется большое количество пыли, металлической стружки и прочего мусора и веществ, засор оборудования может привести к короткому замыканию и его выходу из строя. Пострадают и сварочные горелки, срок службы которых сильно сократится.
Обслуживание оборудования начинается с его диагностики, и здесь сварщики также нередко совершают ошибки.
Пример: Сварщик S неправильно произвел диагностику сварочного комплекта оборудования, выявил неисправность подающего механизма и приобретает новый. После повторной диагностики специалистами выяснилось, что проблема в источнике. Итог: дополнительные финансовые затраты на ремонт самого сварочного аппарата.
Техническое обслуживание также должно быть не только своевременным, но и правильным. Чтобы очистить подающий механизм, горелку или сам сварочный аппарат от пыли, рекомендуется продувать его сжатым воздухом. Иными словами, проблемы должны решаться в соответствии с инструкцией или рекомендацией технического специалиста. Нередко сварщики руководствуются своими собственными убеждениями о ТО и, в попытке продлить жизнь аппарата, выводят его из строя.
Самоуверенность и отсутствие опыта
Сегодня многие компании активно обновляют парк сварочного оборудования с целью достичь большей производительности и энергоэффективности производства. Но как руководство, так и сами сварщики зачастую полагаются на уже имеющийся опыт работы со сварочными аппаратами и собственную смекалку. Поэтому, пропуская этап практического обучения работе с непривычным оборудованием вкупе с нежеланием читать инструкцию, специалисты допускают ошибки, которые приводят к поломке источника и его простою.
Пример: В компании N закупили современное оборудование. Сварщик S не умеет работать с новой моделью и решает применить прошлый опыт. Бегло разобравшись с особенностями аппарата, он забывает включить рубильник, запускающий блок охлаждения. Как результат: горелки, рассчитанные на высокие токи только при условии рециркуляции охлаждающей жидкости в системе, попросту сгорают.
Пример: Сварщик S хотел провести ТО оборудования. Вместо того, чтобы продуть горелку и сварочный аппарат сжатым воздухом, он решил смазать детали, чтобы уменьшить износ техники. В итоге это привело к тому, что горелка и лайнер забились смазкой, при сварке тянули за собой осевшую пыль и всё это попадало в шов, делая его некачественным, пористым и неровным.
Чтобы избежать неправильного обращения с оборудованием, нужно проводить тренинг для сварщиков при вводе в эксплуатацию нового сварочного аппарата, назначать ответвлённое лицо за обслуживание парка техники, составить график обслуживания. Если многие ошибки можно исправить локально прямо на производстве, то обучение работе с оборудованием не всегда возможно провести силами закупающего его предприятия.
В числе задач ESAB – не только помочь предприятию полноценно раскрыть потенциал оборудования, но и обучить грамотно его эксплуатировать. Компания располагает рядом сервисных и учебных центров, а также выездными специалистами, которые отлаживают оборудование и проводят техническую и практическую подготовку работе с приобретёнными источниками на площадке клиента. ESAB предлагает и другое образовательное решение: мобильные версии своей лаборатории, грузовики, обустроенные для комфортного обучения и укомплектованные оборудованием компании, которые позволяют всегда находиться рядом и помогать сотрудникам заказчика эксплуатировать оборудование надлежащим образом и повышать эффективность их труда.
В ESAB всегда начинают с себя. Корпоративная культура не только поощряет улучшение собственных предприятий в части технологий и условий труда, но и предусматривает рост профессионализма сотрудников, мотивирует на результат и готовность брать ответственность на себя.
Так, повышение культуры производства формирует грамотное отношение к профессиональному оборудованию, экономит финансы предприятия и повышает безопасность на производстве. Это выведет компанию на новый этап развития: повысит производительность труда, улучшит отношения в коллективе, поможет укрепить лояльность как работников, так и заказчиков.