Кадровый вопрос стал одной из ключевых тем расширенного заседания Высшего горного совета, проведенного ассоциацией «НП «Горнопромышленники России» в Торгово-промышленной палате России.
Стоит отметить, что в 2023 году приток абитуриентов на горные специальности увеличился на 4,5%. Такой рост, с одной стороны, обусловлен увеличением роли отрасли, а также ростом заработной платы в сфере добычи полезных ископаемых, производства и машиностроения. Однако некоторые проблемы наблюдаются в области науки и образования в этой сфере: заработная плата там значительно ниже, при этом труд молодых ученых необходим для формирования технологического суверенитета отрасли.
В свою очередь ректор Уральского государственного горного университета (УГГУ) Алексей Душин представил основные направления подготовки востребованных на рынке специалистов:
«Трудовые ресурсы страны значительно сократились за последние 5 лет – по нашим данным, приблизительно на 1,5 миллиона человек. Кадровый голод в отрасли оценивается в 68 тысяч незакрытых вакансий. При этом 50–75% – это потребность в выпускниках среднего профессионального обучения (СПО). В год из нашего университета выпускаются порядка 1900 человек. На программах СПО учатся более 2000 человек. С учетом того, что есть большая потребность в выпускниках СПО, идет расширение направлений подготовки. На сегодняшний день вуз реализует все образовательные программы по горному профилю: от геологии, гидрометаллургии и машиностроения до подготовки горных спасателей. Мы отслеживаем изменения на рынке труда, чтобы выпускники были востребованы. Кроме того, учитываем перспективы развития горной отрасли – готовим специалистов с цифровыми компетенциями. В рамках проекта «Цифровая кафедра» наши студенты получают компетенции по восьми образовательным программам бесплатно, в том числе по ИИ и Big Data. С 2022 года у студентов есть возможность получить две квалификации в одном дипломе. В целом, студентам доступны 39 дополнительных квалификаций на выбор».
Колледж готовит специалистов-техников по десяти основным профессиональным образовательным программам горного профиля.
«Молодежь стремится учиться у нас – конкурс на бюджетное место составляет 12–14 человек. Выпускники востребованы предприятиями. Уже в год выпуска 65℅ трудоустроены, после службы в армии трудоустроены до 85℅ вчерашних студентов по профилю диплома. Колледж сотрудничает с более 70 горными предприятиями по предоставлению мест практики, оплатой и трудоустройством; лучшим студентам выплачивается стипендия; организуется наставничество над студентами-практикантами; оказывается финансовая поддержка на развитие колледжа; специалисты предприятий выступают экспертами конкурсов профмастерства, членами ГЭК, проводят консультации и занятия в межвахтовый период. Но колледжу требуется модернизация материально-технической и лабораторной базы; повышение уровня зарплаты преподавателей; студенческое общежитие на 900 мест; повышение активности работодателей в области целевого обучения; поддержка работодателей для участия колледжа в конкурсе федерального проекта «Профессионалитет», – подчеркнул в своем выступлении Николай Зыков, директор колледжа.
«Главные сложности: конкуренция за персонал, уровень квалификации, рост требований по зарплате – все это усложняет задачу комплектации и нам, и нашим коллегам. Мы решаем проблему нехватки кадров на предприятиях с помощью собственного Центра подбора. На сегодня выстроена комплексная система подбора, сформирована отраслевая база на 30 тысяч специалистов, включая геофизиков и геологов, внедрены инструменты автоматизации», – рассказала Березкина.
«Не так давно мы провели мониторинг вузов, готовящих специалистов нашей профнаправленности. Контрольные цифры приема выглядели так: 4000 студентов, из них около 3000 учатся на бюджете. Эта цифра вполне удовлетворяет потребности отрасли. Но в опросе студентов 3–4 курсов профильных вузов чаще звучит признание неготовности работать по специальности после обучения. В рамках программы «4П» мы активно взаимодействуем с проектом «Большая перемена», Сириус, Артек. Прямо на базе предприятия у нас осуществляется подготовка студентов. Ежегодно 300–500 человек проходят практику в реальных условиях. Для молодых специалистов действуют льготы и программы наставничества», — отметила она.
«Для привлечения и удержания специалистов в условиях кадрового голода мы следуем высоким стандартам безопасности и корпоративной культуры. Большое внимание уделяется физической и психологической безопасности, а также комфортной рабочей среде. Система мотивации и действующие подходы в области управления персоналом построены на лучших мировых практиках, адаптированных к локальным особенностям рынка труда. Развиваются корпоративные программы обучения, которые являются квинтэссенцией лучших российских и мировых практик. Они включают и специализированные курсы по безопасному и эффективному взрыванию, программы повышения квалификации, общие управленческие курсы, как для начинающих руководителей, так и для опытных лидеров. Уже более 18 лет мы активно сотрудничаем с вузами в области практической подготовки молодых специалистов. У нас действует программа «Молодой специалист», которая дает возможность закрепить на практике получение в вузе профессиональные знания, умения и навыки. Ключевая задача программы — под руководством опытных наставников сформировать высококвалифицированный кадровый резерв», — пояснила она, добавив, что подобные программы повышают привлекательность горных профессий среди молодых специалистов, позволяют не только пополнять кадровый резерв, но и развивать молодые таланты для индустрии в целом».
«Необходимость в последовательном формировании новой идеологии и привлекательного образа рабочих профессий – стратегическое направление работы на несколько лет. И заниматься этим предстоит тем, кто нуждается в кадрах. Моду на формирование личного бренда менеджера должен сменить тренд на продвижение человека, который на самом деле способствует выполнению экономических показателей компании и государства. Одновременно с этим, через все коммуникационные инструменты важно визуализировать и конкретизировать для будущего студента его профессиональный путь, чтобы он изначально понимал, что его ждет, и объективно оценивал свои силы и желание до поступления. По опыту нашего агентства кадровый вопрос звучал всегда, но за последние два года стал особенно острым. Этот вопрос можно и нужно решать инструментами маркетинга, формировать новое отношение как внутри профессионального сообщества, так и за его пределами. Для этого мы разработали ряд проектов. В частности, в следующем году в «угольном сердце России», в рамках выставки «Уголь России и Майнинг», мы планируем провести кадровую интерактивную сессию, объединив локальные добывающие предприятия, представителей бизнеса и вузов. Что касается выхода «за пределы», то на данный момент уже формируются коммуникационные продукты, которые призваны представить новых героев – людей, задействованных в промышленности», – сообщила Светлана Тимченко, генеральный директор агентства «Маркетинг от Тимченко».
«Если мы говорим про вузы, то только 47% опрошенных хотели бы работать по специальности. При этом показатели по СПО лучше: 29% учащихся не хотели бы работать по специальности. При этом опрос студентов из горнодобывающих и металлургических династий показал, что 52% хотели бы работать по специальности, и лишь 23% не хотели бы, а 25% не определились».
«В формировании самой квалификации горного инженера главную роль играют компетенции по безопасности. Именно здесь мы реализуем прикладной аспект всех тех фундаментальных знаний, которые закладываются в компетенции специалиста. По нынешним нормативам безопасности отведено всего две дисциплины. Почти во всех вузах отсутствует лабораторная база в области безопасности ведения буровзрывных работ. Нужно возвращать четкие требования к содержанию дисциплин и обязательно отмечать соотношение аудиторной и самостоятельной работы».
«Формирование кадрового потенциала горно-геологической отрасли всегда было актуальной задачей. Сейчас, когда разворачивается много проектов по освоению месторождений, переработки минерального сырья, ее актуальность усиливается. Задача многогранна: здесь мы должны оценивать и количественные параметры системной подготовки, понимать сколько нужно специалистов для успешного освоения месторождений. Но важно знать не только сколько, но и где. Одно дело – центр России, научно-педагогические школы в университетах ведут подготовку кадров.
Другое дело – Сибирь, где уже нет многообразия, ограниченное количество университетов и компетенций. У нас за Уралом последний Иркутский политехнический университет, в котором есть большая часть специализаций для горняков и геологов. В других университетах такого многообразия специализаций нет. Важным аспектом является качество вузовской подготовки горных инженеров и геологов, измеряемое не только качеством программ профессорско-преподавательского состава, но и способностью выпускников занимать инженерные позиции сразу после университета. Возникает и проблема нежелания выпускников идти в профессию. За этим стоит и фиктивное привлечение выпускников в отрасль, и недостаточные условия труда, достаточно низкая престижность профессии. В этом случае важно создавать материальные условия, вместе участвовать в формировании имиджа горного инженера как современного молодого человека, имеющего все возможности выстроить успешную карьеру в отрасли».
В ходе сессии многие компании представляли свои проекты и подтвердили желание работать в данном направлении, предложили свои модели и подходы – это касается больших компаний, как «Росгеология», например. Многие решения результативны. Важны и другие аспекты содержания подготовки горных инженеров и геологов. Мы обратили внимание на то, что при производстве горных работ особенно важно, чтобы горный инженер имел хорошие компетенции в части обеспечения технологической безопасности. Эксперты сошлись во мнении, что роль государства здесь очень важна. Наверное, в следующем поколении федеральных стандартов мы отразим именно содержание, то есть дидактическое насыщение, дидактическое описание этих компетенций, связанное с безопасностью горных производств. И тогда все университеты будут втянуты в единое формализованное поле, содержание и это будет в едином образовательном пространстве подготовки инженера, что позволит выдерживать качество по стране, в том числе в рамках этих компетенций», – резюмировал встречу Вадим Петров, проректор по дополнительному образованию МИСИС.