Добыча полезных ископаемых и их вывоз за рубеж — это основа и большая часть экономики страны. Как изменилась горнометаллургическая отрасль в связи с новыми вызовами и кто сегодня формирует основу её будущего? Ответ на эти вопросы дала выставка MININGWORLD RUSSIA 2023, прошедшая в «Крокус ЭКСПО».

Современная горнодобывающая промышленность по методу добычи  полезных  ископаемых  разделена на два основных направления: открытый способ добычи, когда материалы добываются в карьере, и подземный, с  сооружением   шахт.   Так   же   делится и  техника,  применяемая  в  горном  деле, — для каждого вида работ используются свои, часто  очень  специфические машины. Раньше горнодобытчики делали ставку на технику крупнейших мировых  брендов  —  Volvo  CE,  Кomatsu, Caterpillar… Большинство из них в прежние года активно участвовали в выставке MiningWorld. Нынче другие времена. Площади экспозиции ужались, а место европейских марок заняли китайские — именно они стали главными шоустоперами «Территории тяжелой техники», специального раздела выставки, где представлены самосвалы, экскаваторы, техника для подземных буровых работ.

Компания «Русбизнесавто» представила  новый  карьерный  самосвал c жесткой рамой LGMG CMT 96. Машина полной массой 96 тонн способна перевозить  в  33-кубовом  кузове 62 тонны груза. Самосвал оснащен двигателем  Weichai  Power  WP13G530E310 и 6-ступенчатой КП Fast Gear. Бренд LinGong Machinery Group (LGMG) производит карьерные самосвалы c 2010 года. В настоящее время выпущено более 15 000 единиц тяжелой техники, которые работают на ГОКах по добыче золота, железа и других металлов, на карьерах по добыче кам- ня, на угольных разрезах в Китае, Мьянме, Вьетнаме, Таиланде, Индии, Южно-Африканской Республике, Конго, Монголии, Казахстане. Теперь такая техника появится и в России.

Еще один крупный игрок — компания Dail Machinery готова предложить горнякам подземный погрузчик WJ-6. Модель представляет собой комбинацию колесного погрузчика и подземного самосвала грузоподъемностью 14 тонн. Кабина оператора отличается выверенной эрго- номикой, а габариты машины позволяют ей работать в узких тоннелях, обеспечивая высокую производительность при низких затратах на тонну груза.

Но для работы в шахтах нужны не только тяжелые самосвалы. Там работает широкий спектр техники, включая легкие внедорожники, которые используются для оперативной доставки ремонтных бригад и другого    персонала в шахте. Одно из таких решений представила компания «ПИК Майнинг», создатель техники для горняков под маркой PICAR. Примечательно, что машина построена без использования иностранных комплектующих. Аппарат со среднемоторной компоновкой, предназначенный для перевозки трех человек и 300 кг груза, в этом году получил существенные усо- вершенствования. Что изменилось?

Во-первых, место четырехцилиндрового японского дизеля Kubota занял минский мотор ММЗ-3LD мощностью 42 л. с. Во-вторых, двухступенчатый вариатор CVT заменен автоматической гидростатической трансмиссией, она же обеспечивает постоянный полный привод. В-третьих, внедорожник стал полноуправляемым: все колеса могут поворачиваться для изменения направления движения. В результате при длине машины 3240 мм ее радиус разворота не превышает 4 м. Рулевой привод — гидрообъемный, хотя в пре- дыдущей версии использовался реечный рулевой механизм. Существенно, что все компоненты гидравлики отечественного производства. Их выпускает компания «Пневмостроймашина» из Екатеринбурга. Подвеска всех колес независимая, на двойных А-образных рычагах. Ход подвески 380 мм.

Тормозная система гидравлическая двухконтурная с дисковыми механизмами на всех колесах. Жесткий каркас автомобиля выполнен из бесшовной холоднотянутой трубы, конструкция дополнительно усилена на сгибах, а грузовой отсек отделен от кабины дополнительной сеткой. Сборка машин PICAR организована в Санкт-Петербурге.

С уходом европейских производителей импортозамещение заиграло новыми красками, однако для его жизнеспособности недостаточно одного лишь предложения. Многие российские предприятия занимаются наращиванием локальных промышленных мощностей уже давно. Так, компания НПО «РИВС», созданная более 30 лет назад и поставившая перед собой главную цель — разработать и внедрить отечественные решения, соответствующие мировому уровню, производит обогатительное оборудование премиум-сегмента, которое всегда успешно конкурировало с европейскими брендами. О том, как изменилась отрасль за последний год, новом лице конкурента и условиях для импортозамещения рассказал генеральный директор компании Анатолий Хасянов:

«Сегодня на рынке сложилась уникальная ситуация, которая открывает перед российским производителем большие перспективы, а вместе с этим и подводные камни. В Россию массово хлынули китайские и турецкие компании с оборудованием непроверенного качества  в  низкой  ценовой  категории, и такая ничем пока не обоснованная разница в стоимости сильно смущает текущих участников рынка. В нашей нише переработки полезных ископаемых мы являемся отечественным разработчиком и поставщиком обогатительного оборудования премиум-сегмента, и в основе наших решений лежат качество и комплектность. Наша визитная карточка — комплексный подход к каждому проекту, учитывающий особенности конкретного месторождения и географию предприятия, а также собственный научно-исследовательский центр, позволяющий разрабатывать оптимальные решения от технологий обогащения и металлургии до поставки и монтажа оборудования. Это в совокупности позволяет гарантированно достигать технологических показателей проекта и выгодно отличает нас от прочих поставщиков отечественного обогатительного оборудования. На сегодняшний день у компании РИВС более 60 действующих патентов на технологические процессы, системы автоматизации и аналитического контроля и оборудование. В начале 2023 получила аккредитацию наша цифровая дочерняя компания «РИВС-цифра», которая будет специализироваться на цифровизации и позволит развивать портфель собственных программных продуктов РИВС для автоматизации технологических процессов обогатительного производства. Как машиностроители мы идем по пути импортозамещения, инвестируя в новые направления, однако этот подход должны разделять и наши заказчики, отдавая предпочтение добросовестному российскому производителю. Поэтому, чтобы ситуация работала на развитие внутреннего потенциала, российский рынок должен пересмотреть свое отношение, не искать предложения из дружественных  на  данный  момент  стран, а начать производить и применять оборудование и технологии, разработанные в России совместно с господдержкой».

 

 

Однако «импортозаместить» возможно не все. Особенно острая нехватка отечественных разработок в сегменте спецтехники — российские промышленные предприятия продолжают нуждаться как  в  горных  машинах,  так и в компонентах. Здесь в игру вступает «ТехСтройКонтракт» — крупнейший эксклюзивный поставщик широкого модельного ряда горной, автодорожной и спецтехники для различных отраслей промышленности, включая открытые и подземные горные работы, строительство, сельское хозяйство. В ассортименте компании такие бренды, как Hyundai, Shantui, Socma, Tonly, Weichai, Astrack, Derui. О принципах и особенностях работы компании, клиентском сервисе вне времени и обстоятельств рассказал  руководитель  отдела  продаж «ТехСтройКонтракта» Олег Попов:

«Сейчас, несмотря на рост темпов отечественного производства, потребность в качественной спецтехнике по-прежнему не удовлетворена. Мы поставляем горную, дорожно-строительную, сельскохозяйственную технику, навесное оборудование, запасные части, смазочные масла и жидкости ведущих производителей мира, в том числе Hyundai, Shantui, Tonly, SOCMA, Sitrak, Astrack, Weichai и др. Модельный ряд адаптируется и под актуальные потребности рынка. Так, в этом году на выставке мы представляем широкую линейку техники для открытых горных работ и подземной разработки месторождений полезных ископаемых. Практически все поставляемое оборудование тестируется на проектах, где мы выступаем как подрядная организация. Активно развивается и направление аренды. Наш арендный парк оборудования — один из самых больших в стране — насчитывает более 800 машин как дорожно-строительной, так и горнодобывающей техники. Все технические специалисты компании регулярно проходят обучение на заводах производителей. Широкая сеть центров технического обслуживания и складов запасных частей позволяет нам оперативно оказывать поддержку предприятиям практически в любой части страны».

Снова российский производитель! Машиностроительный завод «Поток» уже 16 лет производит насосное оборудование, системы перемешивания и аэрирования, станции антигололедного и обеспыливающего смачивания для различных отраслей промышленности, включая горнометаллургическую. Визитная карточка предприятия — комплексность, индивидуальный подход и непрерывное развитие. Как и предыдущий участник, завод активно растет. Так, в этом году начато строительство новой производственной площадки почти в 1500 га.

«На выставке MiningWorld в этом году мы представляем нашу новинку — насосные станции с системой ZR-VAC, которая позволяет удаленно запускать и управлять станцией в автоматическом режиме без участия человека. Кроме этого, на стенде мы показываем сразу четыре модели центробежных насосов линейки Zvezda RUS с допустимыми размерами включений до 51–76 мм, про- изводительностью до 2000 м3/ч. На эта- пе разработки проекта мы подбираем не только насосное оборудование, но и всю необходимую комплектацию: шланги, транспортировщики, системы пожаротушения и дистанционного управления. На сегодняшний день мы можем предложить электрические и дизельные станции, и даже станции на солнечных батареях. Мощности их аккумулятора хватает на обеспечение работы систем охраны,  пожаротушения и дистанционного управления», — рассказал Дмитрий Гальпер, руководитель проектов машиностроительного завода «Поток».

 

«В сравнении с прошлым годом экспозиция выставки MiningWorld выросла почти в два раза. Это не отменяет множества вопросов, один из которых — кто все эти производители? Вместе с цепочками поставок 2022 год разрушил и множественные «Пи», такие как производитель — потребитель — партнер — поставщик», — комментирует Светлана Тимченко, генеральный директор агентства «Маркетинг от Тимченко».

В рамках выставки агентство провело специальную экскурсию для экспертов и журналистов. «Наша авторская индустриальная экскурсия — это попытка проложить маршрут и составить акту- альную карту для всех участников рынка без исключения», — резюмировала Светлана Тимченко.

Автопарк | (03) 2023

 

Вернуться назад