Производство на промышленном предприятии – это сложный процесс комплектования складов, логистики, настройки оборудования, поиска путей сбыта и, конечно, контроля за безопасностью сотрудников. Из-за пандемии COVID‑19 промышленные предприятия столкнулись с новыми вызовами, затрагивающими практически все составляющие производства. Решить многие из них можно с помощью онлайн-сервисов. Однако если для B2C-сектора это распространенное явление, то для B2B, а особенно для промышленной отрасли, такое пока в новинку.

Компания-эксперт в области режущего инструмента и инструментальных систем, Sandvik Coromant уже много лет работает над внедрением систем, которые помогут обеспечить бесперебойное производство в режиме онлайн, в том числе и в России.

Мы расспросили ее специалистов о новых коммуникациях с заказчиками и онлайн-возможностях для обеспечения бесперебойной работы в условиях самоизоляции.

ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ

Система электронного документооборота (ЭДО) – развитая практика в области госуслуг и коммерции, но она только начинает развиваться в промышленности. По данным исследовательского центра TAdviser за конец 2019 – начало 2020 года, в России на машиностроительную отрасль приходится лишь 5%. Это значит, что большинство предприятий продолжают отправлять важные бумаги по почте или логистическими компаниями. В условиях самоизоляции этот процесс стал затруднительным – спрос растет, но отделения сокращают время работы, отправления задерживаются, возникает путаница с адресом получателя.

До введения режима самоизоляции более 40 крупных заказчиков компании уже работали в системе ЭДО, но с переводом офисов на удаленную работу их число увеличилось. Очевидные плюсы электронного документооборота для отрасли машиностроения – данная система дает возможность оперативно контролировать весь процесс обмена информацией и избегать расхождений с контрагентом, так как обе стороны работают с одним и тем же файлом.

Кроме того, опыт показывает, что ЭДО снижает затраты на формирование, печать, доставку и хранение документов до 80%. Тем более что это не отдельная программа: если клиент компании уже использует данную услугу для других целей, ему нужно просто сообщить своему провайдеру о желании подключить поставщика.

ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ E-COMMERCE И ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ

Электронная коммерция – это привычный канал продаж для B2C-сегмента, но промышленные компании пока не спешат на нее переходить. Многие продолжают оформлять заказы традиционным способом – клиент выбирает продукцию в каталоге, а затем обращается к менеджеру компании. Этот процесс хорошо налажен, но занимает много времени и связан с некоторыми рисками.

Например, повышается вероятность человеческого фактора. Sandvik Coromant стала одной из первых инструментальных компаний, предоставившей возможность своим заказчикам приобретать продукцию онлайн. По ее опыту количество неточностей в заказах, как и время поставки, значительно снизились.
Сейчас к интернет-магазину компании подключились и начали активно использовать более 130 российских заказчиков.

Онлайн-магазин многофункционален: дает возможность получать информацию о наличии продукции на складах, статусе заказа, истории отгрузок, что делает процесс поиска продукта и его покупки в разы быстрее. Также система сохраняет историю заказов и предоставляет другие удобные функции. И если в самом начале компания сталкивалась с недоверием к новому сервису, то на данный момент этот барьер пройден. Индустриальный e-commerce не просто позволяет клиентам делать заказы быстрее, он «разгружает» сотрудников компании от бумажной работы.

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ЛОГИСТИКА

В Sandvik Coromant провели исследование и выяснили, что, в среднем, 60% запасов инструмента лежит на складе и никогда не используется, в то же время 15% операций не выполняются в срок, потому что нужный инструмент отсутствует.

Более того, операторы станков тратят до 20% своего рабочего времени на поиск инструмента. Зачастую нужные инструменты есть, но их попросту сложно найти среди других. Такой подход к инструментальной логистике стал проблемой в современных условиях. Во-первых, он может привести к остановке производства, во‑вторых, к увеличению затрат из-за простоя. Логистическое программно аппаратное обеспечение позволяет решить две проблемы – переполненные склады и непродуманную логистику, из-за которой инструмент заказывается только тогда, когда он был практически или полностью израсходован.

В текущих условиях управлять расходом инструмента еще трудней: часть сотрудников предприятий переведена на удаленную работу, а сокращение личных коммуникаций в совокупности с человеческим фактором может критично сказываться на производстве. Система от Sandvik Coromant берет на себя отслеживание наличия и количества каждого инструмента на складе и определяет наиболее востребованный инструмент, уделяя ему особое внимание.

Существует два пути внедрения инструментальной логистики. Оптимальный – полная интеграция системы в производственные процессы. В данном случае при достижении заранее установленного порога остатка инструмента система автоматически отправляет заявку на инструмент и необходимое количество в инструментальную компанию. Так же в автоматическом режиме заказ регистрируется, затем формируется счет, и сразу после оплаты инструмент отправляется на предприятие.

Российские предприятия предпочитают внедрять частичную автоматизацию в силу высоких требований к безопасности, когда полная интеграция стороннего ПО в производственные процессы невозможна. В данном случае система отправляет уведомление о достижении порога неснижаемого остатка в отдел закупок, и специалисты могут заказать его самостоятельно через интернет-магазин компании.

На первый взгляд все эти сервисы могут показаться абсолютно очевидными, особенно в эпоху Индустрии 4.0, но именно нынешняя ситуация послужила катализатором интереса к ним со стороны заказчиков. Возможно, эти небольшие шаги, призванные временно наладить и упростить работу предприятий в условиях пандемии, пойдут на пользу автоматизации российского производства и в перспективе.

Sandvik Coromant является ведущим мировым поставщиком инструментов, решений и ноу-хау для металлообрабатывающей отрасли. За 78 лет работы компания зарегистрировала более 3000 патентов по всему миру, открыла представительства в 150 странах, в России ее офисы расположены в 11 городах, а число сотрудников составляет более 120 человек. Защита клиентов, сотрудников и процессов логистики от неблагоприятного воздействия – ее приоритет. Для того чтобы текущая ситуация не отражалась на производственных процессах, компания развивает и расширяет спектр онлайн-услуг.

 

 

 

«Управление сбытом» №7, 2020

Вернуться назад